Необходимость нравственного образования в школе, начиная с младшей ступени образования, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги и воспитатели превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие…
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности. Когда эти качества развиты, то человек правильно ориентируется в окружающей его жизни.
Нравственное развитие личности школьника начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов(«Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Азбука добра».
Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
При разработке своей программы я постаралась учесть требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся.
Моя программа называется «Азбука добра». Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.
Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Азбука добра» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве с учащимися других классов, с родителями, с другими образовательными учреждениями нашего города.
Программа духовно-нравственного воспитания «Азбука добра» для 1-4 классов (срок реализации: 2012-2016 гг)
Адаптированная программа внеурочной деятельности учащихся «Собираемся в поход»
Разработки внеклассных мероприятий
День Знаний (2012 год)
День Знаний (2013 год)
Участие учащихся в олимпиадах
Олимпиады проекта «Инфоурок» Математика |
Декабрь 2013 г. |
Диплом III степени: |
Олимпиады проекта «Инфоурок» Русский язык |
Декабрь 2013 г. |
Диплом III степени: |
Всероссийский образовательный турнир школьников «Знайки» |
Апрель 2014 г. |
Диплом участника: Агаева Эмина, Новикова Анастасия, |
Поощрения и грамоты учащихся