Тема самообразования: Организация дифференцированной работы в группах подвижного состава.

При проведении уроков   происходит распределение учащихся   на несколько групп подвижного состава. При этом материал  урока   преподается во всех группах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. Структура групп является исключительно гибкой - по истечении каждой учебной четверти, месяца даже недели учебы возможен переход ученика из одной группы в другую, в соответствии с его учебными достижениями и интересами.

 

Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока. Свой выбор способа разделения учеников на группы во время урока я делаю  исходя из цели образования групп, например:

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Первоначальное разделение на группы производится на основании данных диагностик, в интересах учащихся на основании индивидуальных свойств, способностей, интересов и их уровня подготовки, при этом учитываются желания учеников и их родителей, экспертная оценка педагога (соответствуют ли желания ребенка его возможностям), а также рекомендации педагога - психолога по результатам личностного и интеллектуального тестирования. 

Важный этап работы - подготовка и синхронизация тематического планирования на предстоящий учебный год.       

В данной  системе несколько изменяются функции оценок. При том,  что программа для каждой группы одинакова, уровень сложности заданий, предлагаемых учащимся, существенно различается. Также различаются и тексты текущих и тематических контрольных работ, диктантов и пр. Тем самым одна и та же оценка, полученная учащимися разных групп, означает разный уровень освоения программы. В традиционной образовательной системе, оценка, прежде всего, выполняет функцию соотнесения знаний, умений или навыков учащихся с неким стандартом, определяемым программой, в значительно меньшей степени она выполняет стимулирующую функцию, отражая успехи или неудачи ученика в достижении этого стандарта. В рамках групповой системы можно говорить о существовании некоего стандарта только внутри каждой группы. Переходя из группы в группу или общаясь с учащимися других групп, ребенок ощущает смену стандартов, понимает их относительность и имеет возможность выбора доступного ему уровня требований. В каждой  группе оценки служат более надежным стимулом  к  достижению учебного успеха.

Не утрачивается полностью и ориентация на единые образовательные стандарты. Каждый учебный год завершается общими  для всех контрольными работами по предметам (русскому языку и математике), оценки,  на которых выставляются по единым требованиям. Контрольные работы  построены таким образом, чтобы проверить и подтвердить усвоение учащимися всех групп минимального обязательного уровня, определяемого программой. 

При планировании урока   основное внимание уделяется выбору оптимального для данной группы соотношения объема информации и количества упражнений, необходимых для ее усвоения и закрепления. Чем ниже уровень группы, тем большее количество упражнений на непосредственное усвоение информации должен запланировать учитель. Чем выше уровень группы, тем больше внимания можно уделить заданиям, связанным с применением полученной информации в новой незнакомой ситуации или обсуждению теоретических аспектов изученного.

При работе в различных группах идет опора на разные типы мышления. В группах низкого уровня широко используется наглядность, практические и бытовые представления учащихся, ход рассуждений от частного к общему и т.д. В группах высокого уровня идет большая опора на умение учащихся устанавливать логические связи, усваивать и формулировать научные понятия, чаще применяется ход рассуждения от общего к частному. Чем ниже уровень группы, тем более простой и образный язык должен использоваться учителем.

Благодаря гибкости модели   самооценка учащегося строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей, а не принадлежности к некой группе. Формирование адекватной самооценки очень важно  для учащихся. 

С управленческой точки зрения, данная форма работы выгодна в силу того, что обеспечивает более интенсивное взаимодействие учителя и психолога. Кроме того,   технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося. Это позволяет более эффективно строить образовательный процесс.

Информационная карта инновационного опыта педагога