Родительское собрание на тему:
«Давайте будем учиться вместе со своими детьми!» 

                                                                                                                                                                                                              «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти»
(Плутарх)
 
Задачи:
1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

 
                
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию.
Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или так, как они считают нужным это делать. Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше – заранее.
Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок – это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.
Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?
Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия. Перечислим основные направления в воспитании детей родителями:
1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает
Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:
• Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...
• Я хочу, чтобы ты мне помог...
• У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...
2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца
• Я устал
• У меня ничего не получается
• По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю
• Я пойду погуляю
• Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно?
• Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели
• Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.
3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка
• Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.
• Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.
4. Не запугивайте ребенка
• Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.
• Или наоборот: Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.
5. Не ругайте ребенка за плохие отметки
6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость
• Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю
• Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением
• Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.
Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку.
7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил
А теперь, подводя итог беседы, мы готовы дать вам следующие советы по поддержке ребенка в учебной деятельности
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
- Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему - либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
- Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
- Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
- Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
- Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

 

• ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.

• Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.

• Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением.

• Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

• Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.

• Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

 

Любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись и обняли.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

В заключении хочется остановиться на следующем:

• Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей;

• Регулярно посещайте родительское собрание;

• Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка;

• Оказывайте ребенку разумную помощь;

• Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка;

• Оказывайте посильную помощь в организации досуга детей;

• Повышение уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование.

 

Родительское собрание на тему:
«Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации»

 

                                                         Зачем нужно ходить в школу.

Зачем ты ходишь в школу? Тебе нравится в школе? Что тебе нравится в школе? На эти вопросы дети отвечают по-разному. Для одних детей важно узнать что-то новое, другим интересно общаться с одноклассниками и учителем, третьим нравится ощущать себя в новой социальной роли – роли ученика, чувствовать себя старше, взрослее.

Мотив (причина) – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ребенка к ней.

Учение всегда захватывает эмоциональную сферу ученика. Эмоции тесно связаны с мотивами ребенка и выражают возможность реализации ребенком имеющихся у него мотивов и постоянных целей.

Виды эмоций в учении бывают положительные: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение; и отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и др.

Дети учатся, делают успехи и, увы, промахи. Успехи, конечно, радуют как детей, так и родителей (положительные эмоции), а вот промахи… Как воспринимать кажущиеся трагическими неудачи детей в учебе, поведении, чтобы не закрепить негативные эмоции у ученика?

Не стоит спрашивать с порога: «Что ты сегодня получил?» вместо «Что сегодня было интересного в школе?», так как ориентация на оценку приводит к тому, что родители ругают ребенка за плохую оценку, не пытаясь разобраться в ее причинах, и готовы, скорее, наказать ребенка, чем помочь ему.

Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из «презумпции виновности»: не разбираясь, не вникая в ситуацию, считают ребенка виноватыми. Это приводит к снижению самооценки, а в результате – ко все новым неудачам.

Дети чрезвычайно склонны к обобщению своих неудач, и своих успехов. «Раз это не выходит, то, значит, и ни в чем другом ничего не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и все остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе – поддержать.

Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической  неуспешности», можно сформулировать  примерно так: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей. В доброжелательном внимании к успехам. В спокойном отношении к неудачам: «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь еще раз, и у тебя обязательно выйдет».

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Ребенка необходимо научить настраивать себя на ежедневное открытие чего–то нового, на улучшение собственных рекордов. Успех должен измеряться не достижениями товарищей, а ощущением собственного роста.

Подлинной причиной отрицательного отношения школьников к учению нередко является отсутствие умения учиться. В широком смысле умение учиться включает в себя две стороны: что знает ученик (знание) и как он умеет учиться к настоящему времени (учебная деятельность).

В течение первого года, надо научить ребенка выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь. Иначе он может навсегда возненавидеть само понятие «урок».

Если ребенок не умеет собраться и сосредоточиться, если смотрит в окно вместо того, чтобы писать палочки, нужно создать рабочие условия: ребенка ничто не должно отвлекать от дела. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают музыку или громко разговаривают. Многое зависит от настроя детей и от того, как они подготовили свое рабочее место. Если ребенок не приготовил заранее все необходимое, то он постоянно будет отвлекаться: надо заточить карандаш, достать тетрадь, учебник и т.д. В результате ребенок затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным. (Родителям необходимо помнить, что контроль над учебной деятельностью должен быть постоянным).

Навыки, которые нужно вырабатывать у систематически занимающихся детей.

В одно и то же время, на одном и том же месте. Это общеизвестная истина. Место для занятий должно быть специально оборудовано, помогать сосредоточиться. Нужно согласовать с ребенком время, когда он будет садиться работать, своеобразный «ЧАС УЧЕНИЯ», который можно изменять только в исключительных случаях – так же, как и время сна или принятия пищи. В этом случае весь организм будет готовиться к умственной работе.

Деление материала по степени сложности. Предложите ребенку разделить все, что он должен сделать, на три степени сложности:

  •  умею сам;
  • скажи, как, и я сделаю сам;
  • мне требуется помощь все время.
  • Прекрасный вид работы с ребенком, начинающим обучения, - прием «научи меня», с помощью которого он будет стремиться понять что-то самостоятельно. Попросите ребенка объяснить вам, что надо сделать. Не следует объяснять за него и упрощать формулировку задания. Раз он ходит в школу, слушает учителя, работает на уроках – значит, он знает лучше. Поэтому пусть объяснит.

Поддержание временного режима и поощрение за своевременность. Важным навыком является умение укладываться во время, необходимое для выполнения конкретной работы. Используйте песочные часы, таймеры, секундомеры, даже обыкновенный будильник. Научите ребенка тому, что ВРЕМЯ ИДЕТ и мы этим пользуемся по-разному.

Покажите ребенку, что значительно выгоднее решать проблему как задачу. Можно назначить минимальное время и в результате наградить самого себя за свое умение концентрироваться.

Пример. Решаю задачу три минуты, засекаю время и работаю. Когда закончу – выпью сок или съем что-нибудь вкусненькое, посмотрю в окно, попрыгаю под музыку.

Большое количество времени поглощает мнимая деятельность: подготовка, перекладывание, верчение. Ребенок сам должен испытать это двойное удовлетворение: от того, что сумел так быстро что-то сделать, и от того, что сэкономил столько времени. За это его можно чем-нибудь поощрить (наклейкой, поцелуем, сладостями, словами восхищения…).

Лучше мало и часто, чем долго и редко. Это прекрасное правило часто забывается. Память работает лучше, выученное припоминается быстрее, если учить понемногу. Многочасовое просиживание над уроками и монотонная зубрежка – просто игра, самообман, самоуспокоение, принесение себя в жертву. Никто ведь потом не спросит, как ты учился. Всех будет интересовать, что ты умеешь. Даже самому способному ребенку потребуется повторение, потому что понимание еще не означает умение и владение конкретной информацией. Вырабатывайте навыки обучения короткими, но очень интенсивными мини-сессиями, с четко обозначенными началом и концом, с ясно сформулированной целью. Например, сейчас я это прочитаю, сейчас мы это прослушаем, сейчас мы это напишем…

От интересного - к обязательному, таков путь развития у детей умения управлять собой. Не хочу, но сделаю, чтоб достичь желаемого, - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. Пусть ребенок из наших уст слышит: «Это не интересно, но нужно»; «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».